Страшная сказка по-корейски. Рецензия на фильм Проклятие “Зов могилы”
Ким Санг-Док в исполнении знакомого нам по "Олдбою" Чхве Мин-сика – геомант, помогающий хоронить людей по феншую, подбирая подходящее место и т.п. Работа, в принципе, непыльная. По крайней мере, до тех пор, пока шаманка Ли Хва-Рим не обращается к нему, чтобы тот помог снять проклятие с семьи богатого корейца, проживающего в США. Конечно, можно было бы и отказаться, но заказчик щедро платит, а у Кима как раз скоро дочь замуж выходит.
После прочтения синопсиса свежего южнокорейского хоррора Проклятие “Зов могилы” уместно ожидать историю а-ля "Заклятие", однако за то мы и любим азиатский хоррор, что он с треском рвет шаблоны зрителя, воспитанного на западном кино.
Полноценной изюминкой картины является сюжет. Начав с банальной, в общем-то, для кинохоррора истории, постепенно ее закручивают так, что к концу просмотра есть все шансы забыть, с чего все начиналось. Вероятно, какие-то моменты сценария вызовут у отдельных зрителей вопросы, но за счет динамики и колорита в фильме практически нет провисающих эпизодов. Кино получилось на удивление цельным, и наверняка не последнюю роль тут сыграло, что за скрипт и постановку отвечал один человек. Впрочем, режиссер и сценарист Чан Дже-хён работал в таком формате и при создании других своих киноработ.
В отдельные моменты вообще может показаться, что перед нами не представитель темного кинематографа, а натуральная комедия, причем без приставки "черная". Благодаря свойственному азиатским фильмам гротеску и легкому переигрыванию повествование временами превращается из мрачной мистической истории в анекдот.
Подобные резкие скачки между жанрами будут преследовать зрителя на протяжении всего просмотра. В первых сценах они способствуют расслаблению, немного усиливая первичный эффект от темной составляющей, в середине фильма — добавляют болезненности и нервозности, а ближе к концовке — дополнительно разряжают обстановку, чтобы завершить повествование на мажорной ноте.
А вот чего картине не достает – так это способности по-настоящему напугать. Жанр фильма "Проклятие “Зов могилы”" уместнее всего охарактеризовать как приключенческое темное фэнтези с элементами комедии. Перед нами классическая сказка для взрослых – немного ироничная, мрачная, местами жестокая, но не страшная.
Даже визуальные проявления потусторонних сил едва ли способны нагнать ужас на более-менее искушенного хоррормана, хоть и смотрятся колоритно и ярко. То же можно сказать про сцены насилия и убийств, во время которых не покидает ощущение, что все происходит не всерьез. И вряд ли во всем виноват ограниченный бюджет, поскольку две предыдущих работы Чана Дже-хёна "Сваха" и "Дом вне времени" также являются больше фэнтези, нежели хоррором. Скорее, это изначальная авторская задумка.
Да и четверка главных героев навевает ассоциации именно со сказочным сюжетом. Эдакая команда храбрых авантюристов, очень разных внешне и внутренне, но неизменно выручающих друг друга в трудную минуту. И хотя изначально их труд сложно назвать кристально честным, на протяжении всего хронометража это стопроцентно положительные герои, а сама история – классическое противостояние добра и зла, что тоже можно считать отсылкой к сказкам.
За подбор актеров, кстати, создателей фильма стоит отдельно похвалить. Даже среди второстепенных персонажей многие получились очень выразительными.
Как итог, фильм "Проклятие “Зов могилы”" вполне способен внести толику разнообразия в ваш кинорацион. Главное – воспринимать экранное действо с чистого листа, без оглядки на синопсис, и помнить, что Восток – дело тонкое.