Никак не связан с исламом: подлинное происхождение и значение никаба
В России на этой неделе вновь возобновились споры о необходимости запрета никаба. Впрочем, и спорами назвать их сложно – в том, что данный головной убор следует запретить как атрибут радикального ваххабитского течения, согласны и правозащитники, и исламоведы, и представители мусульманского духовенства в различных регионах.
Практически единственный голос в защиту никаба подал муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, но и затем под огнем критики он выпустил дополнительное разъяснение, в котором высказал мнение, что упомянутый головной убор стоит запретить лишь в том случае, если официально удастся доказать его связь с экстремизмом. И, мол, все мазхабы (правовые школы ислама) не выступают против никаба и считают его использование либо допустимым, либо одобряемым действием.
Впрочем, Аляутдинов тут слукавил. Ношение никаба является народной традицией, которая никак не соотносится с мусульманским правом – шариатом. В исламе есть понятие «мубах», которое означает поступки, совершение которых не предписывается, но и не запрещается. Но в определенных обстоятельствах такие действия могут оказаться под запретом, если их последствия греховны, либо приветствоваться – но тогда польза должна быть очевидной.
Использование никаба представляет собой яркий пример такого нейтрального обычая, ставшего в конкретных условиях источником угрозы. Закрывающие лицо головные уборы тысячелетиями были распространены у народов пустыни, причем как среди женщин, так и среди мужчин. Оно и понятно – жаркое солнце и песчаные бури диктуют необходимость в особой одежде, максимально защищающей кожу. Широко известен головной убор туарегов – тагельмуст, который служит мужским аналогом никаба. Носили закрывающие лицо одеяния и в доисламские времена. Религиозной одеждой ни никаб, ни паранджу никогда не считали. Соответственно, и духовного измерения запрет на них иметь не может. Это подтверждают и многочисленные улемы в исламских странах, где уже введены серьезные ограничения на ношение никаба. Например, в Марокко, где указанную одежду нельзя не только носить, но и изготовлять, и продавать.
Стойкая ассоциация никаба с исламизмом берет свое начало в 1990-х годах, когда на фоне краха Советского Союза многочисленные зоны влияния оказались быстро заполнены религиозными фанатиками из стран Ближнего Востока. Не позволяющий идентифицировать лицо головной убор мигом стал визитной карточкой боевиков. Теракты, совершенные женщинами в никабах или паранджах, оправданно стали причиной негативного отношения к людям, одетым на манер представителей арабских кочевых племен.
Базисным требованием граждан к государству является безопасность. Это относится к любому государству, каким бы либеральным или даже либертарианским оно ни было. Появление среди нас людей, выглядящих словно исполнители унесших множество жизней кровавых трагедий 2000-х годов, является той самой проблемой, на справедливое решение которой так надеется российское общество.